В выпуске № 21 авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 5 работ Павла Варфоломеевича Кузнецова из фондовой коллекции Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева».

Павел Варфоломеевич Кузнецов  - живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог.

Родился в Саратове, в семье иконописца в  1878 году. С детства родители поддерживали все творческие начинания сына. В 1891–1896 занимался известного художника, выпускника Академии художеств Василия Коновалова в Саратове. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у великих местероа Валентина Серова и Константина Коровина (1897–1904 гг.). Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова. Являлся организатором и активным участником выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Большой интерес к путешествиям и познанию нового помогли осуществиться поездкам в Заволжские степи (1911–1912) и  Среднюю Азию (1912–1913). Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника. В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; тогда же им были изданв. Являлся литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922–1923). Был членом общества «Мир искусства», возглавлял общество «Четыре искусства» (1924–1931).
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). В 1925–1929 в составе творческих групп совершил поездки в Крым и на Кавказ. В эти годы обращался к темам труда и спорта. В 1935 году посетил Донбасс.

Как это было, мы узнали из статьи Льва Яруцкого «Приазовский рабочий» от 11 февраля 1989 г.: «В 1933 году  в Мариуполе на берегу Азовского моря в устье реки Кальмиус начал строится гигантский  Металлургический комбинат, названный "Азовсталь". Г.К. Орджоникидзе, руководивший наркоматом тяжелой промышленности, энергично добивался, чтобы подвиг советского рабочего класса, невиданными темпами осуществлявшего индустриализацию страны, получил достойное отражение в литературе и искусстве.

По инициативе Серго Орджоникидзе, группа из 20 ведущих московских и ленинградских художников поехала в мае 1935 года на заводы и предприятия юга Украины для знакомства с их тружениками и создания произведений о них. Эти произведения предполагалось подготовить к большой юбилейной выставке, которая должна была открыться в 1937 году к 20-летию Октября. 23 мая 1935 года гости прибыли в Мариуполь. За два дня они побывали у металлургов завода имени Ильича и «Азовстали», наблюдали выпуск плавки из домны,  на азовстальском катере совершили прогулку по Азовскому морю». Казалось бы, каких творческих результатов можно ожидать от столь мимолетного посещения. Но результаты были, и сегодня мы рассмотрим, как отразилась эта поездка в творчестве Павла Варфоломеевича Кузнецова.

Выражаем благодарность генеральному директору Саратовского музея имени А.Н.Радищева Елену Валериевне Галактионовой и  советнику генерального директора Людмиле Леонидовне Калининой за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

Павел Кузнецов «Азовсталь. Мариуполь» 1936 г., холст, масло

Павел Кузнецов «Азовсталь. Плавка чугуна» 1935-1936 гг, холст, масло.

Павел Кузнецов «Мариуполь. Завод крекинга» 1935-1936 гг

Павел Кузнецов "Азовсталь. Выпуск расплавленного металла" 1936 г. 

Павел Кузнецов «Цех сталелитейного завода» 1935-1936 гг., холст, масло