В выпуске представлены 14 работ 8 авторов их коллекции Государственного краевого бюджетного учреждения кульутры «Пермская государственная художественная галерея». Огромной находкой для публикации выпуска стали рисунки Василия Журавлёва, выполненные в 1925 году после поездки на Донбасс, живописная работа Алексея Нюренберга «В рельсопрокатном цехе. Сталино» созданная после посещения главного градообразующего завода - Сталинского металлургического завода (1928 г.), серия акварельных работ «Донбасс. Горловка» Анны Самойловских, выполненных так же после посещения шахт в Горловке (1935 г.), офоррт Николая Павлова, на котором изображен один из первых футбольных матчей команды «Донбасс» (1936 г.), гравюры Владимира Успенского и Адриана Каплуна на которых запечатлен аэродром в городе Макеевка и один из заводов Макеевки (1937 г.), графическая работа Федора Богородского, которая представляет все краски осени в Донбассе (1936 г.).
Выражаем благодарность директору Государственного краевого бюджетного учреждения кульутры «Пермская государственная художественная галерея» Юлии Тавризян, главному хранителю Ирине Николаевой.
Самойловских Анна Ивановна (1901 г. Кунгур Пермской губернии – 1987 г. Москва)
Живописец, график. Родилась в семье сапожника. Училась в изостудии в г. Кунгуре (1921 г.) у Г. А. Мелентьева, в Казанском архитектурно-художественном техникуме (1922-1926 гг.) у П. А. Бенькова, А. Г. Платунова, К. К. Чеботарева, во ВХУТЕИНе в г. Москве (1926-1930 гг.) у Н. Н. Купреянова, А. А. Дейнеки, В. А. Фаворского, Д. С. Моора, Л. А. Бруни. Участник выставок (с 1925 г.). Член и экспонент объединения «Октябрь» (1929 г.)
С энтузиазмом работала над индустриальной тематикой, переживала вместе с рабочими все этапы грандиозного строительства, изучала производственный процесс. Пафос времени ярко выражен в монументальных, выразительных листах из серий «Строительство Кузнецкстроя», «Кузнецкстрой. Гурьевский завод». Мастерски сочетала акварель, тушь, графитный карандаш. Совершила ряд творческих поездок в: Среднюю Азию (г. Бухара, г. Самарканд) (1929-1931 гг.), Сибирь - Кузнецстрой (1931-1933 гг.), куда была направлена по путевке Наркомпроса, на Донбасс (г. Горловка) - обратилась к теме труда шахтеров, (1935-1936 гг.), Закавказье (1938-1940 гг.), на Камскую ГЭС (1953 г.), Дагестан, Краснодарский край, Дом творчества «Горячий ключ» (1958 г.), по Уралу (1965 г.), в г. Казань (1966 г.), в Дом творчества «Сенеж», в Тарусу (1970-е гг.). Созданы серии графических работ, которые демонстрировались на многочисленных выставках. Художник часто выезжала в г. Кунгур, в течение многих лет работала над серией «Город Кунгур – моя родина». С большой любовью к родным, знакомым с детства местам написаны акварели «Река Сылва», «Кунгур в часы заката», «Ледяная пещера».
Анна Самойловских «В ночную смену» из цикла «Донбасс. Горловка» бумага, акварель, гуашь 61х55,7
Анна Самойловских «Горловка. Ждут подъема на-гора» из цикла «Донбасс. Горловка» 1935 г., бумага, акварель, белила 43.5х62,5
Анна Самойловских «Горловка. Перед спуском в шахту» из цикла «Донбасс. Горловка 1935 г., бумага, акварель, гуашь 43,7х64
Анна Самойловских «Горловка. У террикона из цикла «Донбасс. Горловка» 1935 г., бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш 43,6х64
Каплун Адриан Владимирович (1887 г. Пермь - 1974 г. Ленинград)
График, живописец. офортист, литограф, художник книги. Учился в Пермском техническом училище (1904–1905), Центральном Строгановском училище технического рисования в Москве (1905–1906), Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1906–1912) у В. В. Матэ, В. Е. Савинского, П. С. Панова.
Работал во многих гравюрных техниках: офорта, ксилографии, линогравюры, монотипии, литографии. В 1920-х работал в графической лаборатории-мастерской ЛОССХа. Выпустил альбомы автолитографий «Грузия» и «Крым» в 1928 году. Работал над альбомом литографий «Кавказ времен М. Ю. Лермонтова» к 100-летию со дня смерти поэта (1941). Занимался книжной иллюстрацией. С 1909 сотрудничал в различных петербургских издательствах. В 1926–1937 работал художественным редактором Изогиза.
Принимал активное участие во многих выставках в Советском Союзе и за рубежом, среди которых: «Гравюра СССР за 10 лет» в Москве (1927), «Графическое искусство СССР. 1917–1927», «Русская ксилография за 10 лет» в Ленинграде (1927), выставке произведений графики ленинградских художников в Перми (1929), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде (1932) и Москве (1934), Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924–1925), выставках советского искусства в Винтертуре (1929) и Кенигсберге (1932), выставке советской графики, плаката, детской и художественной книги и фото в Чикаго (1932–1933).
В 1944 после освобождения Петергофа создал серию рисунков и акварелей, изображающих разрушенные архитектурные памятники города. Выполнил серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду, Петергофу (1945).
Персональные выставки художника прошли в Бухаре, Самарканде, Ленинграде, Киеве, Праге и других городах.
Адриан Каплун «Макеевка. Кировский завод» 1936 г., бумага, литография тонированная, 44х56
НЮРЕНБЕРГ Алексей Маркович (1887 г. Елисаветград Херсонской губернии -1979 г. Москва) Живописец, график.
Родился в семье архитектора. В 1904–1910 учился в Одесском художественном училище у К. К. Костанди. В 1911–1912 жил в Париже, где занимался в частных академиях. Некоторое время снимал мастерскую вместе с М. З. Шагалом. В 1910 начал участвовать в выставках Товарищества южнорусских художников. С 1918 — член Товарищества независимых художников. В 1922 вступил в Новое общество живописцев («НОЖ»), в 1925 — в объединение «Московские живописцы». В 1926–1929 был членом АХРР (АХР).
С 1918 руководил частной студией «Свободная мастерская» в Одессе. В 1919 назначен на должность заведующего Отдела искусств губкомиссии музеев в Одессе, занимался сбором художественных произведений из особняков и усадеб эмигрировавших после революции прежних владельцев. В 1920 переехал в Москву. Работал в «Окнах РОСТа» под руководством В. В. Маяковского. С 1922 читал лекции по современному и западному искусству во ВХУТЕМАСе.
В 1930-х выполнял обязанности художника в Музее революции, писал портреты вождей на заказ. Параллельно создавал графические и живописные пейзажи, портреты, натюрморты.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где создал цикл пейзажных и жанровых зарисовок.
А.Нюренберг принадлежит к числу наиболее заметных представителей художественной жизни 1920-х — 1940-х., о чем говорят его работы, воспоминания современников и мемуары самого художника.
Творчество Нюренберга представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее Востока, Государственном музее В. В. Маяковского, Пермской государственной художественной галерее и других.
Алексей Нюренберг «В рельсопрокатном цехе. Сталино» 1928 г., картон, масло, 44х62
ЖУРАВЛЁВ Василий Васильевич (1881 г. Кунгур Пермской губернии - 1967 г. Москва)
Живописец, график, искусствовед, художественный критик
Окончил городское училище в Кунгуре Василий получил стипендию от города на продолжение образования. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1899–1908) на живописно-декоративном отделении у С. В. Иванова, К. А. Коровина, К. К. Первухина, С. В. Ноаковского, Ф. О. Шехтеля, И. В. Жолтовского. Окончил со званием «художник промышленности». Одновременно работал рисовальщиком на обойных фабриках. В 1905 участвовал в вооруженных восстаниях в Москве. В 1908 поступил в МУЖВЗ, в 1909 за активную революционную деятельность был арестован и до 1911 находился в тюрьме, затем выслан в Кунгур.
Вернувшись в Москву, много преподавал и занимался творчеством. Писал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты; создал ряд работ на темы революции 1905 и 1917 годов, Гражданской войны. В 1925 побывал в творческой командировке в Донбассе («Горловская шахта» 1925 г., триптих; «Мадонна Донбасса» 1925г., «Расстрел 118-ти. Ясиновский рудник в Донбассе 29 декабря 1917 года» 1929 г., «Освобождение Донбасса» 1933 г., «Донбасский натюрморт» и «Штергрэс» 1937г.)
В 1926–1931 был заведующим художественной частью Музея Революции в Москве. Писал статьи для журналов «Искусство в массы», «Искусство», «Юный художник», рецензировал книги по искусству. Один из членов-учредителей и постоянный экспонент АХРР — АХР (1922–1932). Член МОССХ — МССХ (с 1932, в 1944–1945 — член Правления).
С 1922 постоянный участник выставок в Москве, Ленинграле, Киеве, Харькове, так и международных выставок и выставок советского искусства за рубежом (Китай, Япония, Германия, Италия, США). В 1956 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном литературном музее, Государственном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Пермской государственно художественной галерее.
Василий Журавлев «Освобождение Донбасса» эскиз к картине «Освобождение Донбасса» 1935 г., бумага, акварель, белила, 53,5х109
Василий Журавлев «Шахтерка-мать этюд к картине Мадонна Донбасса» 1925 г., бумага, сепия, кисть, 37х25,7
БОГОРОДСКИЙ Федор Семенович (1895, Нижний Новгород — 1959, Москва)
Живописец, график; художник театра, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), член-корреспондент АХ СССР (1947).
Родился в Нижнем Новгороде в семье адвоката, учился в губернской мужской гимназии. С 12 лет обучался рисунку — сначала у местных художников В. А. Ликина и в частной студии Л. М. Диаманта. В 1914 году, закончив гимназию, уезжает в Москву. Учился на юридическом факультете Московского университета (окончил в 1917) и занимался в студии М. В. Леблана (1914–1916). Увлекся футуризмом, дружил с Велимиром Хлебниковым, Николаем Асеевым и Владимир Маяковским. В 1916 году оказался на военной службе — сначала как балтийский матрос, потом как летчик. В 1919 году был назначен комиссаром матросского отряда Донской и Волжско-Каспийской военных флотилий. Сражался на Волге, под Царицыном. После контузии в 1920 его направили в Нижний Новгород возглавить Художественный отдел.
В 1922 году переехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую Абрама Архипова (1922−1924). Защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу (посетитл Италию и Германию).
Участник выставок с 1916. Член художественных объединений "Бытие" (1922), "Жар-Цвет" (1925). Член АХРР (Ассоциации Художников Революционной России). В 1931—1937 часто бывал на Черноморском флоте, вдохновляясь бытом и натурой. Профессор (с 1939), заведующий кафедрой живописи и рисунка ВГИК (1938–1959). Первый Председатель Правления МОССХ (1955—1958).
Федор Богородский «Осень в Донбассе» 1936 г., бумага верже, акварель 44х61,8
Пётр Николаевич Староносов родился в Москве.
Русский советский художник-гравёр, работавший в технике ксилографии и линогравюры.
Профессионального образования не получил окончил Московское Мещанское училище. Молодой человек учился рисовать сам — копировал картины мастеров, ходил на воскресные курсы рисования. В 16 лет он принял участие в выставке «Независимых художников» (1909). Тогда же начал сотрудничать с несколькими журналами. Сначала рисовал для «Осы» (1909), затем для «Будильника» (1911), где редакцией заведовал Д.С.Моор. Его-то и считал Староносов своим единственным «руководителем по рисунку».
В 1915 году художника мобилизовали на военную службу. В Волынской губернии на австрийском фронте был серьезно ранен. Вернувшись домой, решил уехать на Урал. В течение нескольких лет Староносов пешком путешествовал по Сибири; дошёл до Енисея. Жил в Красноярске, где подрабатывал и в «мастерской щёток и кистей», и декоратором, и преподавателем рисования в техникуме путей сообщения, и плакатистом в губвоенкомате. Там же, в Сибири, Староносов познакомился с венгерским художником из военнопленных, который научил его технике гравюры.
Он сотрудничал с журналами «Смена» (с 1926), «Пионер» (с 1927), «Всемирный следопыт» (с 1929) «Вокруг света» (с 1929).
Примерно в то же время он обратился к детской книге. В числе его первых иллюстрированных книг были: «Чердачный чёрт» Н.Богданова (1927), «Человек-песня» (1928), «Обузданный ветер» (1928), «Турмалин камень» (1929) А.Кожевникова.
Занимался Староносов и станковой графикой. Его «Северный пейзаж» (1937) был напечатан небывалым по тем временам тиражом — пять тысяч экземпляров. Кроме того, он писал книги о технике литографии, вёл активную переписку с молодыми художниками, работавшими в этой технике, давал им советы, внимательно следил за их успехами.
Помимо иллюстрирования рассказов и сказок, Староносов пробовал работать и в политической книге. В 1930 году он оформил сборник «Законы юных пионеров» и отрывок из «Записок революционера» П.А.Кропоткина «Крепость и побег».
По доносу художник был осужден и отправлен в ссылку в Казахстан. После освобождения Петр Николаевич вернулся в Москву, где и умер в 1942 году.
Петр Староносов «И.В.Сталин рассказывает В.И.Ленину о плане похода через Донбасс на Деникина 1935., бумага» линогравюра, 27,5х18
Успенский Владимир Александрович (1892 г. Санкт-Петербург – 1956 г. Ленинград)
Художник-график, живописец, педагог. Член Ленинградского сююза художников с 1941 года.
С 1913 года учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, затем Всероссийской Академии Художеств. Обучение проходило на графическом факультете, где преподавателями были В.М. Конашевич, Е.С. Кругликова. По завершению учебы присвоено звание художника-графика В совершенстве владел различными печатными техниками - офорт, линогравюра, автолитография.
Жил в Феодосии в 1920-е годы, был дружен с К. Богаевским и М. Волошиным. В 1930-е гг. работал в Кабинете графики при НИИ Всероссийской Академии художеств в должности доцента. Член Ленинградского Союза советских художников (1941). Кандидат искусствоведения (1956). Скончался Владимир Александрович в 1956 году (г. Ленинград). Работы художника находятся в Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Вологодской областной картинной галерее, Выборгском объединенном музее-заповеднике, Пермской государственной картинной галерее.