В выпуске №4 авторского проекта Екатерины Калиниченко "КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ из коллекций русских музеев" представляем вашему вниманию 6 работ из фондов ГБУРК «Симферопольский художественный музей». 

 

 

Любовь Ивановна Джолос (1913-1998) - cоветский художник-график, иллюстратор, плакатист. Член Союза художников УССР. Окончила Харьковский художественный институт. Занималась книжной и станковой графикой. Автор  плакатов, эстампов, линогравюр, литографий. Работала в Детиздате, сотрудничала с издательствами «Молодежь», «Радуга», «Советская школа»,  «Искусство и другими. Иллюстрировала и оформляла журналы «Октябрь» и «Пионерия». Председатель художественного совета по графике при Харьковском Художественном фонде . Участвовал в республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках с 1939 года. Произведения Любови Джолос хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Закарпатском художественном музее, Харьковском художественном музее, Днепропетровском художественном музее, Донецком художественном музее, Запорожском художественном музее, Николаевском художественном музее, Полтавском художественном музее.

Любовь Джолос  "В Донбассе" 1954 г.,бумага, цв. автолитография, лист: 78,5х59,5; изображение: 60х45

 

 

Валентин Васильевич Сизиков (1918 – 2005) - cоветский украинский живописец. Работал в отрасли станковой живописи и графики. Народный художник УССР. Заслуженный деятель искусств УССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Член Союза художников УССР. Закончил Омское художественное училище и Харьковский художественный институт. Член КПСС. Участник Великой Отечественной войны. С 1949 по 2005 годы преподавал в Харьковском художественном институте, профессор. Член Харьковской организации Союза художников Украины, с 1953; был председателем правления ХО СХУ, членом президиума, секретарём правления Союза художников Украины, председателем Центральной Ревизионной Комиссии СХ, членом правления СХ СССР, заместителем председателя правления Худфонда СССР.  В его творчестве много портретов современников, людей труда. Валентин Сизиков участвовал в  республиканских, всесоюзных, зарубежных выставках. Персональная выставка состоялась в  Харькове в 1967.

 Валентин Сизиков "Портрет знатного стахановца Климова" 1953 г.,
бумага, автолитография, лист: 59,5х42; изображение: 50х38

 

Василий Миронович Новиков (1880 -1967) - живописец. К сожалению, биография художника не написана. В живопись пришел уже зрелым человеком, в 35 лет. Окончил философско-литературное отделение Киевского университета Святого Владимира. С детства увлеченно рисовал. Преподавал литературу в гимназии Краснодара, но занятий живописью не прекращал, и на протяжении 1912-14 годов выставлялся в Краснодаре. Коллеги – учителя собрали деньги и отправили Василия Мироновича в поездку по Италии изучать классическое искусство. Позднее, переехав в Москву, занимался живописью и брал уроки у А.А. Харламова и К.А. Коровина. С 1918 г. участник выставок в Москве и Крыму. С 1936 г. постоянно жил и работал в своем доме-мастерской на окраине Алупки. Энциклопедически образованный, он в молодые годы служил экскурсоводом в Третьяковской галерее, а в 1944-1945-х был научным сотрудником Алупкинского дворца-музея, принимал участие в комиссии, учитывавшей ущерб, нанесенный коллекции Воронцовского дворца войной . Создал множество пейзажей в технике цветного карандаша.  В середине 1960-х гг. состоялись персональные выставки в Алупке. Многие произведения были утрачены в конце 90-х годов, и их нынешнее местонахождение неизвестно. Значительное собрание произведений художника хранятся в Симферопольском художественном музее и в Воронцовском дворце.

                                                                                Василий Новиков "Красно-Донецкая" 1932 г., бумага, цветной карандаш, 16х23

 

 

Чуприн Николай Петрович (1928-2000) - выдающийся крымский живописец, заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым родом из Донецкой области. С отличием закончил Харьковское художественное училище, Харьковский художественно-промышленный институт. В 1956 г. переехал в Крым, где сформировался как художник. Живописным произведениям Чуприны свойственны яркость, насыщенность цвета, пленэрность. Это  художник широкого творческого диапазона, он работал во всех жанрах живописи: портрет, сюжетная картина, пейзаж и натюрморт.  Участник областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Член Союза художников УССР. Заслуженный деятель искусств Крыма. В 1988г. в Симферополе состоялась первая персональная выставка художника. На выставке широко были представлены пейзажные работы мастера, написанные в Крыму, Прибалтике, на Донбассе. Много портретов с образами рабочих и колхозников, ветеранов войны и труда, врачей. К 70-летию автора в Симферополе состоялась вторая персональная выставка. Картина Чуприны, запечатлевшая возвращение солдат-победителей «Домой с Победой» (1985) в 2016 г. была выбрана для репродуцирования на поздравительной открытке с Днем Победы для ветеранов Великой Отечественной войны от имени Президента РФ В. В. Путина. Картины Николая Чуприны находятся в музеях и галереях России, Украины, частных коллекциях, а одна из его ранних работ — «Портрет жены» (1959) хранится в Лувре.

 Николай Чуприн "Портрет лучшей стволовой шахты «Крымская-Комсомольская» Раисы Анисимовой" 1958 г.олст, масло. 100х78

Константин Фёдорович Богаевский ( 18721943) — русский и советский художник, гений пассионарного героико-романтического пейзажа. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Учился рисовать сначала в Феодосии в мастерской И.К. Айвазовского, позже поступил в Петербургскую Академию художеств, учился в мастерской А. И. Куинджи, ездил с ним в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. С 1900 года Богаевский выставлялся в России и за рубежом, участвовал в выставках «Мира искусства». Максимилиан Волошин писал: "…Богаевский был рожден таким же исключительным живописцем земли, как Айвазовский — моря". После революции остался в Феодосии. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. В 1920-х и 1930-х годах художник обращается к теме индустриального строительства, делает попытки создать художественный образ города будущего. В эти годы Богаевский устремился на стройки пятилеток, в поисках нового образа. Художник будто слушает «гул истории», чтобы извлечь из него эстетические ценности. Творческое наследие  Константина Богаевского представлено в Государственной Третьяковской  галерее, Государственном Русском музее, музеях Крыма и в других музейных собраниях в России.

 Константин Богаевский "Индустриальный пейзаж. Донбасс" 1935 г.,

Бумага, сангина. лист: 31,2 х 44,1; изображение: 24 х 33,4

Неизвестный художник "Шахтёрский город. ХХ век" бумага, цветная линогравюра. 24,3 х 37,7

Выражаем благодарность директору Симферопольского художественного музея Буровой Ольге Васильевне за сотрудничество и содействие в подготовке материала.

#программа_интеграции_россия_донбасс #интеграция_артдонбасс #артдонбасс_сегодня #русский_центр