В выпуске №10 авторского проекта Екатерины Калиниченко "КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций русских музеев" представляем вашему вниманию 5 работ из фондовой коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882 — 1943) — русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из родоначальников русского авангарда. В своих картинах Лентулов смешивал разные стили, экспериментировал со светом и тенью. Он часто использовал яркие краски, за что критики прозвали его «художником Солнца».Учился в Пензенском художественном училище, Киевском художественном училище, в частных студиях художников в Петербурге и Париже. Участник многих авангардных выставок. Член-учредитель объединения «Бубновый валет, член Ассоциации художников революционной России, организатор и председатель Общества московских художников. Профессор ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, сотрудничал с Институтом художественной культуры. С 1937 года  - профессор  Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В течение всей жизни работал и как художник театра. В 1930-х Аристарх Лентулов путешествовал по советским республикам. По заказу правительства он создавал индустриальные пейзажи, на которых изображал здания в стиле конструктивизм, станции метро, заводы и фабрики.В 1933 году в Москве с успехом прошла персональная выставка Лентулова, посвящённая 25-летию художественной деятельности. Произведения Аристарха Лентулова хранятся в Государственной Третьяковской галерее,  Государственном Русском музее,  в Доме-музее Максимилиана Волошина (Крым, Коктебель), в Пензенской  областной картинной галерее,  Самарском областном художественном музее и в музейных коллекциях за рубежом.

Аристарх Лентулов "Азовсталь" 1936 г., холст, масло, 120х210,5

Лев Юрьевич Крамаренко (1888-1942)— русский, советский живописец. Искусствоведы относят его творчество к русскому авангарду. Учился в Петербургской Академии художеств. В 1913 году в залах Императорского "Общества поощрения художеств" в Петербурге была открыта первая выставка художника. В эти годы происходит формирование Л.Ю.Крамаренко как художника-монументалиста. В 1920 году Крамаренко был избран профессором монументальной живописи Всеукраинской Академии искусств. С 1932 года переезжает в Москву, где с 1936 года возглавляет монументальную мастерскую Московского художественного института для повышения квалификации художников. Каждый  год летом художник уезжал на Кавказ, на Украину, в Среднюю Азию, где много и напряженно работал с натуры. В это время непосредственного общения с природой развивался живописный метод художника, рождался яркий и своеобразный пластический язык. Бывал в Донецке в 1936 году, где руководил работой художников, расписывавших Дом пионеров и октябрят, расположенный на улице Артема. Автор фресок и росписей в Киеве, Москве, Мариуполе. Работы Л. Ю. Крамаренко хранятся  в Государственной Третьяковской галерее, художественный музеях России, Украины и в частных коллекциях.

Лев Крамаренко "Сталевары (Металлурги)" 1929-1930 гг, бумага на картоне, масло, 25 х 13,2

Лев Крамаренко "Заводской пейзаж" 1933 г., холст, масло, 48 х 65

Константин Николаевич Истомин (1886 - 1942) - советский художник, живописец, художник-авангардист, педагог, член обществ «Маковец», «Четыре искусства», АХРР. 18-летний Константин Николаевич принимал участие в революционных событиях 1905 года,  за что был арестован и попал в тюрьму. После освобождения уехал в Германию. В Мюнхене Константин Николаевич продолжал получать художественное образование в школе живописи венгерского  художника  Холлоши. В 1909 году вернулся в Россию, поступил на искусствоведческое отделение МГУ.  В ходе Первой мировой войны  командовал артиллерийской батареей.  В Москву Константин вернулся весной 1918 года, работал в секции изобразительных искусств Моссовета. С марта 1919 года находился в рядах  Красной Армии. В 1920-е годы занимал должность профессора ВХУТЕМАС— ВХУТЕИН,  Московского художественного института имени В. И. Сурикова. преподавал в Московском полиграфическом институте. Несмотря на педагогическую деятельность, Константин Николаевич Истомин участвовал на выставках общества «Четыре искусства», создал много пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровых картин. Помимо основной деятельности — станковой живописи, Истомин занимался иллюстрированием книг, созданием эскизов декораций и костюмов к спектаклям. Лучшие работы художника находятся в Третьяковской галерее и Русском музее, Саратовском государственном художественном музее.

Константин Истомин "Красная Армия в Донбассе" 1927 г., 75x100; 64,8x87,5

Владимир Иванович Соколов (18721946) -  русский и советский художник, работал в области декоративно-прикладного искусства. Учился в Строгановском училище, затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Левитан,  Поленов,  Серов. К началу 1900-х годов Соколов был уже признанным художником, участником многих выставок, обладателем премий и призов. По просьбе мецената Сергея Морозова, Соколов стал руководителем мастерскими народных ремесел в Сергиевском Посаде и остался там навсегда. Самостоятельно освоил техники литографии и ксилографии. Владимир Соколов создал эскизы для росписи произведений декоративно-прикладного искусства в так называемом «соколовском стиле», сочетающем на дереве выжигание контуров с раскраской акварелью. В эскизах для росписей он использовал собственные пейзажные зарисовки, а так же орнаменты с северных прялок из Русского музея. Живопись Соколова, ученика Левитана и Переплетчикова,  полна лиризма и глубокого понимания пейзажа. В 1920-х годах Соколов возглавляет комиссию по охране памятников старины, работает в Сергиевском историко-художественном музее помощником хранителя. В этот период он участвует в создании ряда выставок. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Художественно-педагогическом музее игрушки Российского Авторского Общества, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Некоторые живописные работы имеются в музеях ИркутскаНижнего Тагила.

 Владимир Соколов Окно ТАСС № 1053. "Донбасс возрождается". 1941-1946

136x116,7; Плакат состоит из четырех фрагментов. Текст - из двух